это практически лекция

РАЗВИТИЕ ИСКУССТВОМ И ИСКУССТВО РАЗВИТИЯ

На сегодняшний день самым древним свидетельством наличия у людей искусства являются находки из пещеры Триниль (о. Ява), датируемые 430-540 тыс. лет назад – это раковины моллюсков, которые использовались как орудия труда, на которых обнаружены следы примитивного орнамента. 

А ведь это ещё даже не Homo Sapiens (человек разумный)! Интересно то, что массово искусство стало появляться именно у сапиенсов, а в итоге именно они, используя особенности мышления, адаптивности, способности черпать знания везде и применять их, и вытеснили все другие «человечества». Так что же? Искусство – как признак развитости мышления? Или искусство – как инструмент развития мышления? Изощрённый ум сапиенсов, способный переводить в изображение, в религию, обряды все те элементы жизни, с которыми сталкивался и которые порой не мог понять, помог выживаемости вида? Способность перерабатывать информацию очень нестандартным способом – как залог развития, залог адаптации и расселения по всему миру?.. 

Аргентина. Пещера Куэва-де-Лас-Манос (пещера рук)

Изначально искусством обозначали в целом мастерство высокого уровня, постепенно этот термин стал относиться к мастерству переворачивать душу и питать разум. Развитие же – это необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов, движение, связанное с переходом от одного качества к другому. Конечно, мы привыкли воспринимать искусство как форму творчества и способ духовной самореализации человека или результат этой самореализации, искусством мы называем и особый способ познания мира, однако мастерство творчества никуда не делось, и оно так же развивает, т.е. помогает нам двигаться от одного качества к другому, совершать необратимое движение от старого к новому, от уже пройденного к неизведанному, от привычного к необыкновенному и удивительному.

Что нас развивает и как это делает искусство? Согласие или несогласие с автором заставляет нас размышлять, переживать и сопереживать, менять отношение, делать выводы, а значит – менять своё поведение, двигаться по жизни. Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие происходит в движении. Или развитие и есть движение? Вот мы были в этой точке, только что воспринимали то, что дарит искусство – посмотрели фильм, прочитали книгу, послушали музыку – но уже шагнули дальше, и больше в этой точке мы не будем никогда. Что от этой точки пройденного осталось? Что осталось нам от того, что мы что-то восприняли на эмоциональном уровне, что мы что-то создали своими руками, что не согласились с автором и бурно (хоть и мысленно!) высказались по этому поводу?

Сальвадор Дали. Предчувствие гражданской войны

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский называл этот «остаток» «моральным последействием искусства». Что же это такое? «Моральное последействие искусства»… Послевкусие? Осознание? Выготский говорил о том, что искусство не должно быть лишь украшением жизни, что необходима творческая переработка действительности, чтобы поднять обычные, самые повседневные переживания на высокий уровень творческих переживаний, заставить взглянуть на них, оказавшись над действительностью. Современные психологи и арт-терапевты продолжают мысль Выготского, отмечая, что это последействие искусства в том, чтобы воздействовать на человека косвенно, возможно, неожиданно, формируя моральные качества не напрямую, а просто впитываясь с эмоциональным отношением к героям книги, фильма, откликом на картину, музыку и пр.

Развитие искусством – по сути это обогащение за счёт приобретения и отдачи. Но что же мы приобретаем и что отдаём, что называется, как это работает? Как искусство побуждает нас на какие-либо отклики, которые будут эмоционально насыщенными и конструктивными, как искусство заставляет нас прислушиваться к самим себе? Восприятие искусства формирует в мозгу новые нейронные связи, т.е. развивает мозг, и порождает в психике такие глубинные процессы, которые лежат в основе и самопознания, и непосредственно творчества. Но эти процессы требуют времени и свободы в их осознании и реализации. И как же дать себе это время и свободу в суете нашего мира? Как быть внимательным к своим собственным ощущениям?

Ответ очень прост и бесконечно сложен: необходимо замедление привычного темпа жизни, повышение внимания к собственным реакциям и реакциям тех, с кем мы взаимодействуем. Но как же это сделать, если мы выматываем себя на работе, выжимаем себя до капли в попытке получить от жизни максимум?.. С другой стороны – что такое этот максимум, если мы не находим времени остановиться и вслушаться в себя – например, через искусство?

Развитие – это качественное изменение при переходе от старого к новому, т.е. движение вперёд? Но куда нам двигаться, если мы упёрлись в стену собственного отторжения и усталости? Что мы можем дать этому миру в целом и самим себе в частности, если ограничили себя нехитрыми передвижениями от дома на работу и обратно и отгородились от любых эмоций, которые могут выбить нас из привычной колеи? Мы так заняты важными делами, мы стремимся быть нужными и полезными в нашем структурированном обществе среди распланированных дел, что в современном мире я бы поставила вопрос иначе: можем ли мы позволить себе удивляться? Есть ли у нас силы остановиться, помолчать и вслушаться в себя, восприняв произведение искусства? Можем ли мы себе позволить этот акт молчания и замедления темпа своей жизни? 

Посмотрите ролик, прислушайтесь к своим эмоциям.

Когда мы позволяем себе какое-то время помолчать, не пытаясь сразу после восприятия художественного произведения или даже собственного творчества вербализовать свой опыт, то мы оставляем время для собственных внутренних реакций, в процессе которых «актуализируются разные ассоциативные связи, воспоминания, воображение и телесные ощущения. Используя молчание, мы освобождаемся от необходимости поспешно выражать свой ещё сырой творческий опыт. При этом мы также оставляем место для других форм языка – для спонтанного движения в ответ на искусство, для поэтических высказываний, для музыкальных ответов». При этом, как бы странно это не звучало, это спонтанное движение провоцируется не только при восприятии чего-то нового, но и тогда, когда мы сталкиваемся со знакомыми произведениями искусства.

Но что мы можем услышать в себе, созерцая, например, то, что много раз видели, слушая то, что хорошо знакомо, читая то, что знаем чуть не наизусть? Очень и очень многое. Ведь жизненные ситуации иные, наш возраст, социальный статус, настроение… Всё это даёт заиграть совершенно иными красками тому, что, как кажется, давно знакомо… Мы смотрим на одну и ту же картину и открываем новый и новый пласт эмоций, ведь смотрим в разных своих состояниях. Слушаем одни и те же музыкальные произведения в разных исполнениях и замечаем разницу в интерпретациях. И обогащаемся, приобретая. Переживаем, осознаём изменения в себе, несём эти изменения в мир людей, с которыми живём, работаем, встречаемся. И обогащаемся, отдавая…

Искусство всегда затрагивает такие глубины, что помогает поставить на места разрозненные мысли любого направления и области знаний. Оно погружает в истоки, позволяя соучаствовать, даже если мы только впитываем.

И тут возникает вопрос: а как это сделать? Как обеспечить себя этими новыми впечатлениями, как напитаться искусством, как дать самому себе эту возможность развития при помощи искусства, если мы не живём в Париже, Лондоне, Санкт-Петербурге, Мадриде, Москве, Амстердаме и других центрах культуры и искусства? Как получить подлинное развитие через произведения искусства, если подлинные произведения нам не доступны? С одной стороны, упрёк верный, с другой – очень походит на отговорку, ведь искусство и приобщение к нему возможно, например, и через творчество, и через природу, и через историю, а ещё – есть реалии нынешнего времени, когда пандемия поставила всех практически в одинаковые условия. «Вот он, Эрмитаж, - скажут жители Санкт-Петербурга, - но он закрыт». «Вот галерея Уффици, - пожалуются флорентийцы, - но туда не попасть…»

И вот здесь на первый план для решения таких важных задач, как сохранение психики человека в это трудное время, как развитие человека, который ограничен в передвижении, вышли современные технологии. Приобщение к искусству стало возможным при развитии активности музеев в сети. И вот что интересно: за время пандемии большинство музеев вышли на совершенно иной уровень самопрезентации в интернете. Если до пандемии зачастую социальные сети были лишь обязательным элементом информационной работы музеев, приложением к контактам на сайте, то с марта 2020 года очень многие музеи мира практически распахнули свои виртуальные двери перед посетителями, не только публикуя фотографии экспонатов, но и проводя виртуальные экскурсии (и на разных языках в том числе!), организовывая онлайн лекции, встречи, концерты, создавая виртуальное пространство, чтобы любой человек, запертый в своём доме в любой стране мира, мог приобщиться к искусству.

Я бы хотела остановиться буквально на нескольких аккаунтах очень известных музеев, которые, на мой взгляд, во время самого тяжёлого периода пандемии подняли общение с посетителями на высочайший уровень, получив в ответ не только колоссальный скачок подписчиков, но и обратную связь, благодаря чему продолжают активно развиваться сами и развивать всех тех, кто выходит на их аккаунты и воспринимает то, что они предлагают.

Прадо, Мадрид. Ежедневно музей публикует на своих аккаунтах мини-лекции и экскурсии из залов музея, рассказывает не только о выставленных экспонатах, но и о том, как идёт реставрация отдельных музейных сокровищ. Меня поразил этот музей тем, что уже весной из залов музея транслировались музыкальные номера – не полноценные концерты, которые были невозможны, а отдельные номера: танец, вокальное произведение, инструментальная пьеса… Сколько эмоций и мыслей я получила от просмотра, например, испанского пасодобля (испанский танец, имитирующий корриду) и фламенко, которые были исполнены в залах испанской живописи (Эль Греко, Веласкес, Гойя)… Для тех же, кто знает испанский язык, или учит его, музейные видео стали просто бездной новых знаний и впечатлений, которые нельзя получить даже из специальной литературы, потому что они появлялись «здесь и сейчас» (так и хочется употребить термин М. Хайдеггера – Dasein, «бытие-здесь»), подчас это были рассказы о том, что открыли реставраторы буквально считанные часы назад.

Музей Прадо. Интсаграм: https://www.instagram.com/museoprado/ 

YouTube: https://www.youtube.com/c/MuseoNacionaldelPrado/featured

Помпеи, археологический парк, музей под открытым небом неподалёку от Неаполя. Кто не слышал об извержении Везувия в 79 г. и о том, как несколько городов были просто погребены под слоями вулканического пепла? Помпеи никогда не испытывали недостатка в туристах, скорее, их был избыток, поэтому их аккаунты в интернет были лишь дополнением к работе сотрудников, лишней нагрузкой. И вот пандемия всё изменила. И на аккаунтах музея стали появляться не только потрясающие фотографии мёртвого города, которые застыл в вечности и закатных лучах солнца, но и видео подлинных открытий, таких, например, как находка нескольких человек и животных на раскопе очередной лестницы. Учёные буквально передали из первых рук всем, кто готов был их смотреть и слушать, как вообще происходит процесс гипсовой отливки фигур людей и животных, обнаруженных при раскопках. Зрители каналов музея могли не просто узнать, как это делается, а наблюдать за процессом (https://www.youtube.com/watch?v=W6a5DNXGAXY). И это было ещё одно щекочущее чувство: чувство сопричастности творящейся у меня на глазах истории…

Интсаграм: https://www.instagram.com/pompeii_parco_archeologico/

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCNj6fdg8ykMML8uMhDP-alg

Лувр, Париж. Этот музей, наверное, не нуждается в представлении, но я бы хотела сказать о нём пару слов, потому что именно Лувр, на мой взгляд, побил все рекорды по аудитории в инстаграме. До пандемии, конечно, подписчиков в инстаграме было больше, чем в youtube, но сейчас это просто две совершенно не сравнимые цифры, количество подписчиков аккаунта Лувра в инстаграме приближается к 4,5 млн… Музей крайне активен в сети, публикует огромное количество фотографий и небольших видео, чего стоят только маленькие зарисовки «Une nuit au Louvre avec @pathe.live» - ночные прогулки по спящему музею. Для тех, кто интересуется французским языком, историей искусства, Францией – аккаунты музея представляют собой кладезь материалов для изучения или использования в работе, эмоционального наслаждения и наполнения (пополнения?) своих душевных закромов.

Интсаграм: https://www.instagram.com/museelouvre/

YouTube: https://www.youtube.com/user/louvre

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Оставила его напоследок, наверное, потому что этот музей самый близкий мне – просто потому что до пандемии у меня была совершенная свобода выбора, когда в него заглянуть. И вот все двери оказались закрыты. До этого времени я была подписана только на YouTube-канал Эрмитажа, в марте же подписалась и на другие аккаунты. И быстро выяснила, что эрмитажный аккаунт инстаграм мне нравится больше, что передачи (экскурсии, лекции) не дублируются, или дублируются на аккаунтах далеко не всегда, что то, что появляется в инстаграме, привлекает меня больше, чем, например, на YouTube.

Интсаграм: https://www.instagram.com/hermitage_museum/

YouTube: https://www.youtube.com/user/thehermitagemuseum

Как я уже говорила, большинство музеев мира активизировались в сети во время пандемии, включая небольшие краеведческие музеи, частные музеи, музеи при библиотеках и пр. И тут неизбежен вопрос: а зачем это музеям? Ведь может быть такое развитие событий: я уже посмотрела в сети, зачем мне туда идти? Или всё-таки чаще бывает: я увидела в сети, теперь ещё больше хочу увидеть «живьём»?

Так где же будет развитие? В том, что я много получила от активности музеев в сети, или в том, что я потом это отдала всем, кто захотел слушать меня? И что осталось мне после того, как я отдала всё, чем наполнилась? Выдающийся психиатр и философ ХХ в. Э. Фромм был достаточно категоричен, говоря в своей книге «Иметь или быть?»: «Человек не теряет, когда он отдаёт людям часть своей души, напротив, то, что мы стремимся сохранить любой ценой, чаще всего теряется». И с ним очень хочется согласиться. Но тут в памяти всплывает вопрос, заданный главным героем известного советского фильма «Доживём до понедельника», заданный им учителю русского языка, который, пожалуй, может быть тем, что побудит действовать: «Что у нас есть, чтобы отдать – вот в чём главный вопрос»…

А что же у нас есть? А если нам чего-то не хватает? И здесь уже мы можем ставить вопрос не о развитии искусством, а об искусстве развития, о самом развитии как искусстве. Понимание того, чего именно не достаёт, поиск ответов на не самые удобные вопросы, осознанные шаги в необратимые изменения. Сознательно провоцируемое беспокойство: мне не хватает таких-то знаний, таких-то умений, мне не хватает наполненности впечатлениями или переживаниями… И вот уже потребность в развитии толкает вперёд, заставляет облекать себя в конкретные действия, совершать поступки, которые будут поднимать нас на очередную ступень в нашем развитии. Фактически развитие как искусство заключается в способности «творить себя», создавать себя через восприятие, впечатление, творчество, познание. Но можем ли мы сознательно «лепить себя»? Не только спонтанно наполняться новыми впечатлениями, откладывая их на задворки сознания после непосредственного соприкосновения с ними? Спонтанность в деятельности связана со свободой, с самореализацией, с проявлением своего Я, не отягчённого общественными стереотипами, важными делами и социальными статусами. Фактически это возможность вернуться к себе. Э. Фромм писал в своей работе «Бегство от свободы»: «Спонтанная активность – это единственный способ, которым человек может преодолеть страх одиночества, не отказываясь от полноты своего Я, ибо спонтанная реализация его сущности снова объединяет его с миром – с людьми, с природой, с самим собой».

К сожалению, не всё так легко. Возвращаемся к тому, что любой акт творчества, любое погружение в среду искусства (не искусственную среду!) – это сильные эмоции, сопровождающие процесс. А переживание, сильные чувства и эмоции – это то, что мешает жить в современном быстроменяющемся мире, стремящемся изработаться до истощения ради большого заработка и комфортной жизни. Э. Фромм ещё 40 лет назад писал: «В нашем обществе эмоции вообще подавлены. Нет никакого сомнения в том, что творческое мышление – как любое другое творчество – неразрывно связано с эмоцией. Однако в наши дни идеал состоит как раз в том, чтобы жить и мыслить без эмоций. «Эмоциональность» стала синонимом неуравновешенности или душевного нездоровья», что же – согласимся, признаем поражение и устало спрячемся в свои раковины? Но проблема ведь ещё и в том, что без этих эмоций мы рвём связи с теми, кто нам дорог, кого мы любим и кого не хотим потерять, рискуя остаться с носом в своей сытой и комфортно-технологичной жизни… Хосе Ортега-и-Гассет утверждал: «Удивление – залог понимания. Это сила и богатство мыслящего человека». И вот здесь, на этом самом месте, в этой самой точке, в которой мы уже никогда больше не будем, каждый выбирает для себя: совершать акты творчества, сопереживать, сопричаствовать, субъективировать искусство, поступившись безбрежным штилем успокоенности и стабильности, или закрыться в коконе общественной упорядоченности и без трудных эмоциональных всплесков комфортно жить в убеждённости, что правильно именно так...

В заключении мне бы хотелось несколько слов сказать непосредственно о творчестве, ведь акт творчества – это акт развития, это способ подняться над собой и своей обыденной жизнью, связь с пониманием, осознанием искусства жизни. По сути, акт творчества – это и есть основная составляющая искусства развития, потому что творческая деятельность – это создание чего-то, чего в этом мире ещё не было, это акт творения нового, т.е. шаг вперёд, в необратимые изменения, ведь тот, кто что-то создал сам, уже не сможет смотреть прежними глазами на то, что создало человечество до него. Современная область психологии – арт-терапия активно развивает это направление для того, чтобы помочь человеку сохранить свой внутренний мир в современных реалиях. 

Этот рисунок нарисовала девочка и Яр-Сале, назвала его "Очаг родного чума". А теперь представьте, что у этой девочки нет кистей обеих рук...

Исследователи пишут о том, что творчество напрямую влияет на психологические изменения, что человек, не являющийся художником, может творить, выплёскивая свои переживания на холст, или вычерчивая карандашами свои эмоции, однако, здесь поднимается и философская проблема, которую обнажает наш мир: это проблема излишней самоуверенности – я написала «картину», я теперь художник, я её опубликую в социальных сетях и буду ждать признания. И что будет, если признание не наступит?.. Психологическая трансформация – важная составляющая работы арт-терапевтов. Понимание границ своего разума, своих способностей, адекватность самооценки, в конце концов, позволит развиваться, но не даст повод процитировать Пабло Пикассо, как это было сделано недавно на аккаунте музея Пикассо: «Весь мир хочет разбираться в живописи. Почему бы не попытаться понять песни птиц?»

Итак, развитие искусством и искусство развития – переплетающиеся, на мой взгляд, жизненно важные понятия, потому что человек становится человеком, научившись воспринимать искусство и творить. Каким путём пойдёт человечество? Каким путём пойдёт каждый из нас? Выбор за нами. За каждым человеком – решение проблемы личностного развития и развития человечества. Трудно ли найти это решение? Или выбрать его из имеющихся вариантов? А может, это тоже искусство? Герой романа Х. Кортасара «Экзамен» «…в конце концов подумал, что проблем нет, что любая проблема – это всегда решение, повернувшееся к тебе спиной…». Может быть, это тоже искусство – попытаться развернуть проблемы к себе лицом, т.е. решением?.. 

Завершить эту своеобразную лекцию я хочу словами Сальвадора Дали, которые иронично напоминают, что движение, а значит и развитие – бесконечно: «Не страшитесь совершенства! Оно вам нисколько не грозит»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

это почти живая лекция...

...это лекция...