...это лекция...

Мультидисциплинарный подход на уроках


Мультидисциплинарный подход на разных предметах

Конечно, не очень здорово начинать лекцию со слов "к сожалению", но, кажется, я без этого не обойдусь...

К сожалению, наша система общего образования пока никак не предусматривает свободного внедрения мультидисциплинарного подхода в образовательный процесс. Начать хотя бы с того, что темы по предметам зачастую совершенно невозможно совместить с предметами, которые входят в одну группу, или попросту невозможно провести хотя бы параллели, потому что пересекающиеся темы изучаются в разных классах (например, Древний мир на истории изучается в 5 классе, а соответственно и счёт лет до новой эры (в обратную сторону), а с отрицательными числами дети знакомятся на математике в 6 классе; общая биология изучается в 9 классе, а органическая химия - в 10-11...). 

Но все мы понимаем, что мультидисциплинарность - это условия жизни современного мира, потому что, во-первых, школа просто не может сейчас давать исключительно знание отдельных предметов (это невозможно и никому не нужно в постоянно меняющемся мире), а во-вторых, именно мультидисциплинарный подход позволяет научить главному: мир во всём его многообразии.

Мультдисциплинарный подход на разных предметах может реализовываться через интеграцию предметов (совмещённые и совместно изучаемые темы при нелинейном расписании), через построение работы вокруг образовательных событий (и тоже через нелинейное расписание), а может одним учителем на своём предмете через расширение круга вопросов, рассматриваемых в рамках одной темы. 

Приведу пример работы в рамках мультидисциплинарного подхода через построение работы вокруг возможного образовательного события для 5 класса.

Можно предложить одно из событий года под условным названием «Тайны третьей планеты».

Выделяемый концепт: пространство планеты Земля и способы получения знаний человеком о планете, живых организмах на ней и человечестве.

Обоснование: 5 класс «завязан» на знакомстве с методами освоения пространства и знаний: появляются новые предметы: биология, география, история, которые выделяются из предмета  «Окружающий мир», в темах этих предметов заложено изучение методов исследования планеты – в биологии и географии – методы исследования живой природы и пространства, в истории – методы исторического (и не только!) исследования, в литературе, музыке, истории – появляются темы, связанные с фольклором, что тоже связано с получением и передачей знаний человечеством и о человечестве и т.д.

Варианты тем, которые можно использовать для изучения материала на основе явлений или для формирования мультидисциплинарных занятий, уроков и пр.

В 1 четверти по математике изучается тема «Линии и точки», её можно взять за основу для организации мультидисциплинарного изучения и выстроить другие предметы вокруг этой темы, заложив в них освоение отдельных тем через интеграцию с темой по математике. А саму тему по математике выстраивать на основе изучения тем по другим предметам: в русском языке точки – как знаки препинания, линии – как работа с членами предложения, а также и в целом – линии при начертании букв, вообще формирование письменного языка, в ИЗО в 5 классе (базово – в 1 четверти) – есть тема «линейная перспектива», история (первобытность – так называемые «макароны» - линии, процарапанные или прорисованные на стенах большого количества пещер – не всегда понятные, загадочные, но очень интересные, как способ освоения пространства, искусства  и пр., точек в пещерах тоже полно – прорисованных пальцами, например, расселение человека по планете, освоение пространства и пр.), география (географические открытия, представления о Вселенной) – работа с картой (передвижение человечества при освоении Земли, при географических открытиях, звёзды на небе – точки, открытия на карте – точки, стоянки древнейшего человека – точки на карте), в принципе изображение линий на карте – реки, передвижения, границы и пр., ИКТ – что такое пиксели? Те же – точки, а это – новейшие технологии, которые знакомы детям…

Эксперименты с точками в пещере Пеш-Мерль

Линии и точки пещеры Куэва-де-Лас-Манос

Путь из точка А в точку В. Работа с картой

Пиксельный кот

"Макароны" пещеры Альтамира

Спираль на стене пещеры Куэва-де-Лас-Манос

Годовые кольца дерева

Галактика NGC6814

Линейная перспектива

Кроме того - на уроках ИЗО или внеурочной деятельности можно строить работу с условными точками - работу от пятна. Вот, например, такой приём:


И здесь уже учение о пропорциях человеческого тела, например.

И всё это вокруг темы по математике и русскому языку...

К концу года эту тему можно разрабатывать уже в рамках тем по математике, связанных с геометрическими фигурами (там и прямоугольники, и многоугольники и пр.), а в связке с другими предметами под условным названием «Точки соприкосновения наук и линии движения знаний» - общие научные методы (биология (там есть темы, которые так и называются: "методы изучения природы"), география (принципы картографии, методы географии как науки о природе и Земле), история (методы исследований, географическое положение каждой из изучаемых стран, влияние природы на организацию жизни человека)), передача знаний (языки (русский, родной, иностранный, азбука Морзе (точка-тире (точка - линия)!!!)), только при помощи языка мы передаём знания, обобщаем, рассказываем; фольклор – как один из способов передачи знаний, традиций, представлений и пр.), развитие как линия движения – может быть замкнутой (круг), соединять в себе разные науки и виды знаний (многоугольники), векторной – в разные стороны (закладываем и основы профориентации – выбор вектора движения)…

Есть тема фольклора, которая отражается в 5 классе в литературе (большой блок фольклора и использования фольклора в авторских сказках), в музыке (тема фольклор в авторской музыке), можно добавить и ИЗО (где в примерной программе заложены общие темы и есть варианты), на истории рассматривается мифология древних государств и народов, также можно продумать темы, связанные с фольклором, на технологии. Если продумать общие фольклорные сюжеты, то можно тему раскрыть везде, включая и математику с традиционным счётом КМНС, потому что крупная тема 1-2 четверти по математике – это натуральные числа, как раз исключительно те, которыми оперируют при работе с традиционными системами счисления. Тогда раскроется не только историческое значение фольклора, но и его использование сейчас и влияние на современную жизнь, хотя, казалось бы!, мы уже далеко ушли по пути науки.


Как увидеть мультидисциплинарность в своём предмете

В этом пункте я бы, наверное, даже акцент сделала на том, как увидеть школьные предметы в мире, что нас окружает. Потому что искусственный поиск и привязка жизни к предмету обычно заканчивается формальными отсылками. Я думаю, все прекрасно понимают, что отсылка изучения математики к тому, что ребёнок потом в магазине посчитает сумму и не промахнётся с деньгами, давно ушла в прошлое, значит, нужны новые регуляторы жизненности на уроках. Кроме того, большинство предметов (наук) родились из практики, а не наоборот, несмотря на всю важность теоретических положений. Та же математика - наука исключительно прикладная при всей её важности, да даже и важность-то её именно в том, что без неё никуда - в любой научной сфере, чего стоит математическая лингвистика!

Хочется процитировать Н. Макиавелли, который в одном из писем М. Буонарроти декларировал: "Сначала жить, потом философствовать". Призываю мультидисциплинарность видеть в жизни и переносить на свой предмет. Тогда можно как планировать самостоятельную работу (единичную работу учителя) в рамках мультидисциплинарного подхода, так и выстраивать комплекс занятий вокруг образовательного события, изучать блок тем, кооперируясь с учителями других предметов и т.д.

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. Выделите науки, которые так или иначе связаны с той работой, которую мы увидим, выделите учёных, без чьих знаний нельзя было бы осуществить этот проект, выделите технологии, которые задействованы, и предположите (если Вы не знаете наверняка), когда эти технологии были разработаны.



У меня, конечно, нет цели проверять, кто сколько наук и технологий нашёл, я только напомню, что сама технология гипсовой отливки была изобретена ещё в 1864 году (пробовали современные материалы, включая и полимеры, но вернулись к гипсу). Смотрите, неужели нужны ещё пояснения? Акустики, программисты, химики-технологи... Томография, рентген, другие технологии сканирования... И всё это - казалось бы в таком далёком от этих специалистов деле - музейном, где должны царить те, кто там тоже присутствует - историки, археологи...

Ну и коли зашла речь о Помпеях, хочу предложить ещё одно видео, на этот раз компьютерное моделирование и реконструкцию. Кстати сказать, и эта версия, наиболее близкая к тому, что сейчас известно об извержении Везувия 79 г., уже уточняется, потому что наука на месте не стоит. Но в данном случае я хотела бы акцентировать внимание на том, какие предметы школьной программы может затронуть данный сюжет и как его можно использовать в формировании в целом мышления детей в школе в рамках мультидисциплинарного подхода.


Хочу обратить Ваше внимание на то, что эта реконструкция - не забавы ради была сделана, сделана она была IT-специалистами для выставки Мельбурнского музея в 2010 году. История, география, физика... И это без уточнения - археология, геология...

Какие специалисты нужны, чтобы запустить ракету-носитель? Как узнают, что ел древний человек? Почему астрономия - это всегда история?.. 

В чём нужно разбираться, чтобы дрон летал? Как понять, какая дата правильная, если считали по разным календарям? 

Однажды в Эрмитаже была устроена выставка... ароматов: перед картиной Караваджо "Юноша с лютней" были выставлены цветы и фрукты, изображённые на картине, чтобы зрители могли почувствовать ароматы, витавшие вокруг художника во время написания картины, выставка так и называлась "Ароматы картины Караваджо". А вот ещё один вариант работы эрмитажных сотрудников с этой картиной:


Как звучит картина Микеланджело Меризи ди Караваджо "Юноша с лютней"?

И это тоже пример мультидисциплинарности.

Биология в психологии. Физика в истории и наоборот. Русский язык - как основное средство коммуникации при организации работы над проектом по любому предмету. Общенаучные методы познания.

В каждом предмете самой жизнью заложена мультидисцплинарность, нужно только позволить себе смотреть чуть шире, нежели предметная тема.

Конечно, здесь есть определённые сложности. Например, если учитель работает один (без поддержки учителей других предметов), то ему фактически нужно познакомиться с рабочими программами по другим предметам, чтобы понимать, где и какие темы коррелируют с темами его предмета, где он может опираться на знания, которые уже поучены детьми по другим предметам, а где что-либо делать ещё рано. Однако, не стоит забывать, что даже привычные задания, с которыми учитель регулярно работает, могут иметь отношение к мультидисциплинарному подходу, если на уроке делается на этом акцент, если по меньшей мере упоминается, что такое-то задание работает на то-то и то-то, что связано с такими-то науками, помимо той, которой мы занимаемся сейчас, когда эти параллели осознанно проводятся учителем и детьми. Например, работа с физической картой на уроках истории, когда речь идёт о природных условиях при формировании государства, здесь ведь и география, и биология добавляются. Или работа с экономической картой на уроках географии. Однажды я раскрывала тему по истории "Судебная реформа Александра II" на романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", слегка "оживив" Родиона Романовича. Итогом стало не только понимание исторического сюжета, но и прочтение романа несколькими учащимися, которые на уроках литературы демонстративно этого не сделали. И это не был урок "история+литература", это всего лишь параллели...

Поэтому, конечно, оптимальным будет вариант работы в малых группах учителей разных предметов, то есть межпредметные МО или МО по параллелям, или просто рабочие группы под конкретные проекты.


Как организовать коммуникацию между учителями разных предметов для общей реализации мультидисциплинарного подхода

Если рассматривать коммуникацию между учителями разных предметов в мультидисциплинарном подходе, то она должна быть никак не по методическим объединениям.

Несомненно, что методические объединения должны продолжать существовать, потому что, помимо общепедагогической работы, общеметодических приёмов, существует и специфика каждого предмета, как и каждой науки. Но для реализации мультидисциплинарности должна развиваться, я бы сказала, мобильная методическая коммуникация, т.е. учителя должна научиться работать вместе над реализацией отдельных межпредметных проектов, при разработке отдельных тем в рамках мультидисциплинарного подхода. При этом важно понимать, что в такой работе не должно быть ведущего предмета, от которого "исходит запрос" на подбор дополнительного материала по теме в ресурсах других предметов, а это должна быть именно совместная работа малых групп.

Немного поясню на примере работы с образовательными событиями. Конечно, очень трудно просто по всем классам взять и выделить дидактические единицы, которые лягут в основу мультидисциплинарных занятий или образовательных событий, потому что в школах всегда есть свои особенности, например, по выбору и использованию конкретных учебников, где и подача, да и сам материал несколько разнятся, несмотря на то, что примерная программа у всех одна. Надо исходить из конкретных условий, учебников, возможностей и пр. Поэтому я предложу примерный алгоритм предварительной работы, т.е. работы, которая должна предшествовать непосредственной организации работы с мультидисциплинарными проектами, образовательными событиями и т.п. 

Алгоритм предварительной работы я дам на примере работы с 5 классом

1. Предварительная деятельность рабочей группы педагогов, работающих в 5 классах. Июнь.

Цель работы: создание мультидисциплинарных дидактических единиц, тем учебных явлений, выработка стратегии работы на год.

Здесь должен состояться ряд встреч по конкретным задачам:

1) каждый учитель-предметник должен познакомить всех остальных учителей с основными дидактическими единицами по своему предмету для 5 класса, охарактеризовать особенности работы, учителя должны осмыслить представленную информацию, иметь возможность проанализировать её в соответствии с задачами, темами и пр. по своему предмету;

2) на основе предыдущей встречи – спланировать метапредметные и личностные цели, над которыми можно работать всем в течение 5 класса, озадачиться общими дидактическими единицами;

3) обсудить возможные общие дидактические единицы и цели, при реализации которых можно использовать принцип организации учебной работы на основе явлений, где будет реализован мультидисциплинарный подход, планирование проектной работы, каждый учитель-предметник может продумать, как использовать на своих уроках понимание того, что смежные / параллельные / однонаправленные темы изучаются на других предметах, учитывать, что дети уже могут знать, основываться на этом;

4) привлечение педагогов доп. образования к разработке;

5) продумать систему оценки результатов, потому что нужно учесть не только достижение предметных результатов, но и метапредметных, а главное – систему отслеживания индивидуального прогресса по всем направлениям: на уровне предметных метапредметных и личностных результатов в режиме оценки учителем (куратором, обществом… - внешняя оценка) и в режиме самооценки. Также нельзя забывать, что мы пока никуда не можем выйти за пределы пятибалльной системы на выходе работы, поэтому необходимо продумать, как будет осуществляться перевод в отметку (что учитывается, как, в каком соотношении и пр.), что именно будет переводиться в отметку и т.д.

Необходимы общие встречи с присутствием завуча, а также – самостоятельная работа группы.

2. Выделение в рабочей группе кураторов по каждому отдельному явлению или реализации отдельного проекта, который будет координировать работу учителей и осуществлять связь с администрацией при необходимости. Июнь-август.

3. Разработка и утверждение рабочих программ, отвечающих поставленным целям и задачам. Необходимо переработать материал примерных программ (учитель имеет право переставлять отдельные темы на своё усмотрение и пр.), особенный акцент на КТП для выстраивания работы на основе явлений или по меньшей мере интегрированных занятий и формирования нелинейного расписания. Июнь-август.

4. Формирование плана работы (маршрутной карты), включая общие совещания рабочей группы. Июнь-август.

5. Планирование отдельных проектов и рабочих групп по этим проектам на год. Август.

6. Формирование расписания с учётом разработанного плана действий. Август (база).

Все данные сроки – крайние, т.е. когда точно нужно сделать. Если есть возможность начать работу не в июне, а раньше – прекрасно. Но расписание, утверждение программ – это всё равно август.

Всё это я привожу просто для примера, потому что события, вокруг которых может быть выстроена работа, в параллели нужно продумывать конкретным людям, которые будут это реализовывать, а также учитывать нужно не просто темы по примерной программе, а ориентироваться на конкретные учебники, продумывать изменения в местоположении отдельных тем, их компоновки и пр., использования конкретных учебников, пособий, исходя из этого – привлечение дополнительных материалов. 

Отсюда будет брать начало и принцип формирования расписания. Не просто – нелинейное, например, а тогда будет понятно, что именно нужно учитывать в этой нелинейности. К тому же во всю эту работу нужно включать дополнительное образование, воспитательную работу и т.д. Есть ещё предметы, которые я не упомянула, они тоже могут быть встроены в отдельные проекты… 

Это должна быть совместная работа людей, которые связаны  классом (параллелью), а не просто чьи-то внешние установки.


Результаты ежегодной проверки метапредметных результатов у учащихся как основа для постановки межпредметных целей и осуществлении мультидисциплинарного подхода к организации урока

Говоря о работе в рамках мультидисциплинарного подхода, не стоит забывать о метапредметности в целом и метапредметных целях в частности. И здесь я предлагаю обратиться к диагностике метапредметных результатов и сформированности УУД, которые проводятся в школах во всех классах, работающих по ФГОС, а значит - уже практически во всех классах. 

В таких работах всегда обозначаются цели диагностики, которые указываются к каждому заданию. Во-первых, я просто хочу обратить Ваше внимание на эту деталь: обозначение цели к каждому заданию. А во-вторых, посмотрите на примеры таких целей и соотнесите со своим преподаваемым предметом (предметами) или направлением деятельности (внеурочная деятельность, доп. образование, что-то ещё):

  • умение анализировать, обобщать информацию, выделять главное (познавательное универсальное учебное действие).

  • умение строить монологическое высказывание, аргументировать свое мнение, умение использовать адекватные речевые средства для высказывания своей позиции (коммуникативные универсальные учебные действия).

  • поиск в тексте конкретной информации, построение логических рассуждений, установка причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (регулятивное универсальное учебное действие).

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (регулятивное универсальное учебное действие).

  • поиск в тексте конкретной информации, построение логических рассуждений, установка причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

  • умение анализировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи (познавательные универсальные учебные действия).

  • умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать (коммуникативные универсальные учебные действия).

  • умение самостоятельно анализировать и планировать пути достижения цели (регулятивное универсальное учебное действие).

  • умение осуществлять самооценку (регулятивное универсальное учебное действие).

Я думаю, не нужно акцентировать Ваше внимание на том, что формирование перечисленных умений не завязано на каком-то одном предмете и должно вестись всеми учителями. И это можно использовать как источник цели на урок. Проводя параллели по целям между предметами, мы тоже будем осуществлять мультидисциплинарный подход, потому что понимание детьми общенаучных методов и принципов работы, осознание, что все предметы "работают" на формирование одних и тех же умений или групп знаний, это тоже мультидисциплинарность в своей основе.

Поэтому важной составляющей реализации мультидисциплинарного подхода будет являться качественный анализ результатов ежегодных мониторингов и обязательное обсуждение этих результатов не только с классными руководителями, но и в рабочих группах педагогов, включая смешанные МО по параллелям.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

это почти живая лекция...

это практически лекция